Skip to Content

Тестирование - первые представления о детском IQ



Самые разные тесты стали настолько привычными в нашей жизни, в общем познании человека и семьи, что и для меня стало чуть ли не привычным слышать от родителей, когда у их ребенка что-то не ладится дома или в школе, сакраментальную фразу: «Пожалуйста, протестируйте ребенка!» Так, будто тестирование само по себе способно каким-то магическим образом помочь полностью разобраться в проблеме и найти единственно верное ее решение.

На самом деле долгая и подробная беседа с родителями часто приводит к куда лучшему пониманию возникших в семье трудностей, а тест в данном случае может дать лишь дополнительную информацию.

При этом, хотя пик моды на тесты, кажется, уже в прошлом, пусть и недавнем, сама практика тестирования остается важным элементом нашей жизни. Кто не слышал о тестах, которые предлагаются детям при поступлении в школу, при визите к психологу, юношам - в начале армейской службы, многим взрослым людям - когда они намереваются поступить на новую работу?

Само понятие «тест» обозначает в данном случае стандартизованное испытание по определенным шкалам, позволяющее по результатам выполненных заданий понять, часто - выразив в цифрах, соотношение между средними показателями и присущими именно вашему ребенку психофизиологическими и личностными характеристиками, его знаниями, умениями и навыками.

Первый тест, который стал использоваться на практике, был разработан во Франции в 1905 году психологом Альфредом Бине и врачом, доктором медицины Т.Симоном. Его целью было выявление среди детей, отстававших в школе, тех, у кого плохая учеба была явлением случайным, и тех, у кого она свидетельствовала о недостаточности интеллектуального развития.

Тестирование - один из методов психологической диагностики. Предельно упростив, можно сказать, что существуют два вида тестов. Одни более или менее успешно решают конкретные задачи, связанные с выяснением степени владения испытуемым конкретными знаниями, умениями и навыками, а также некими действиями со словесным, числовым или графическим материалом. Ответы на задания в этом случае сравниваются со средними показателями, полученными в результате работы с репрезентативными группами людей определенного возраста и уровня знаний.

Это могут быть тесты, ориентированные на критерий (их часто применяют в школах), тесты интеллекта, достижений, креативности (последние - для выявления и оценки творческих способностей личности - пока не слишком надежны). Другие тесты служат для выявления особенностей личности в сравнении с известными типами, они помогают определить, какие психологические проблемы могут возникнуть у данного испытуемого: это тесты проективные (с самым известным из них, относящимся к типу ассоциативных, - тестом Роршаха, требующим «разгадывания» чернильных пятен, - вы, наверное, когда-нибудь сталкивались) или тесты, которые так и называются личностными.

В результате работы с одним или несколькими тестами первой группы определяется и оценивается то, что мы называем IQ, или коэффициентом интеллектуального развития, интеллекта в целом. Многим родителям кажется, что этот коэффициент отражает реальное умственное развитие их ребенка.

На самом деле IQ определяет только степень интеллектуальной отдачи данного ребенка в данный момент его развития.

Конечно, есть некоторая взаимосвязь между результатами, полученными путем тестирования, и успеваемостью ребенка в школе, и это - одна из тех проблем, которые больше всего волнуют родителей. Но ведь никакой тест - не приговор, который «окончателен и обжалованию не подлежит». Это дополнительное средство психологической диагностики, позволяющее психологу или врачу именно в данный момент помочь семье или самому ребенку справиться с возникшими проблемами.

Систематические наблюдения за детьми, которых я пользую, к счастью, позволяют убедиться в том, что результаты тестов становятся лучше по мере того, как ребенок адаптируется к школе или налаживается обстановка в его семье.
Источник: www.zhirafik.ru

Перевод с французского
А.Н. Васильковой, Н.Ф. Васильковой под
научной редакцией доктора медицинских
наук, профессора О.К. Ботвиньева


Компания ГарантSEO - создание и продвижение сайта