Skip to Content

Понятие малыша о постоянно существующем объекте - зарождение "идеи"


Младенцы играют

К 6 или 7 месяцам младенец прекрасно умеет обращаться с предметами. Он так и этак крутит их в руках, без промедления тащит в рот, во всех подробностях изучает их при помощи осязания и, несомненно, начинает, прикасаясь к различным материям, отличать, например, мягкое от твердого. Но он узнает только те предметы, которые держит в руках или видит перед собой, а то, что вы отодвинете подальше или спрячете от него, искать не станет. Теперь посмотрим, как он ведет себя по отношению к матери и близким.

Кроха кричит, желая, чтобы вы составили ему компанию, желая вас увидеть, показывает, как он доволен, когда вы приходите, но он уже привык к тому, что вы отвечаете на его зов, что вслед за этим происходит нечто приятное, появляетесь вы, ваш голос ему отвечает, вы оказываетесь рядом, протягиваете руки, чтобы взять его, приласкать, поиграть с ним немного. У него выработался своего рода условный рефлекс, связавший крик или призыв и ответ, состоящий из множества удовольствий.

Вот почему мамы часто говорят о своих двухмесячных или трехмесячных младенцах, что те очень хитрые, умеют потребовать маму к себе, позвать ее, показать, как неприятно оставаться в одиночестве, если ты уже понял, что с тобой могут побыть.

Но между 6-8 месяцами мы встречаемся с другим, более сложным феноменом, который в каком-то смысле представляет собой начало работы мысли - феномен, судить о котором по-настоящему мы можем лишь тогда, когда ребенок уже приобрел некоторую способность к манипуляциям и контроль над своими руками. Теперь он знает о существовании предмета даже в том случае, если его не видит.

Шестимесячный младенец, если вы прикроете его бутылочку с соской салфеткой, потеряет к ней всякий интерес и ничего не узнает о дальнейшей судьбе своей бутылочки: он ее больше не видит – значит, она для него все равно что не существует. Но в 7 или 8 месяцев он снимет салфетку и найдет свою бутылочку; или же, если вы спрячете ее так, чтобы он не мог сразу ее найти, он будет ее высматривать, постарается отыскать. Тогда же вы уже сможете поиграть с ним в «прятки».

Это наблюдение наводит на мысль о том, что у младенца сложилось «понятие о постоянно существующем объекте», представление о том, что предмет продолжает существовать и тогда, когда он не видит его и не может к нему прикоснуться. ОН знает, что эта вещь здесь, и ищет ее, иными словами, у него появилось понятие, появилась идея, которая вместе с тем является и представлением о том, что предмет существует независимо от него, независимо от его собственной персоны.

Отталкиваясь от этого, можно высказать множество замечаний.

Это событие совпадает с зарождением мысленного представления о вещах и предметах, на котором будет основана способность ребенка к умственной деятельности. И этот же период будет одновременно и периодом изменения сна, с появлением сновидений и иногда некоторого ночного возбуждения, беспокойства.
Кроме того, это понятие, дополненное познанием собственного тела, рождает у младенца представление о том, что мать, воплощающая тепло, уют, пищу, все удовольствия, идущие извне, продолжает существовать даже тогда, когда он ее не видит, когда ее нет рядом, и о том, что сам он является самостоятельной и независимой личностью.

И эту мать он ищет, когда не видит ее, и зовет, когда ее не оказывается рядом. Уход мамы, ее отсутствие могут стать для ребенка источником, тревоги, если у него установится вполне вероятная связь между ее отсутствием и ее исчезновением, между совершенным им поступком и, к примеру, уходом матери, которому предшествовали сердито произнесенные слова.

В течение этого периода своей жизни младенец будет выстраивать в своем уме и своем представлении образ матери, в котором соединяются все неясные чувства, все ощущения, испытанные им с первого дня жизни, все то, что она дала ребенку: тепло, пищу, заботу, ласки, нежные и успокаивающие слова, уют, телесную близость.

Это прибежище, за которое он цепляется в буквальном смысле слова, и вы сами можете в этом убедиться, например, во время осмотра у вашего педиатра, когда требуется взвесить ребенка 9-10 месяцев. Малыша приходится едва ли не вырывать у вас из рук, он плачет и отбивается, и это нормально, никакие уговоры здесь не подействуют. Он должен самостоятельно, после того, как подобная история повторится несколько раз, убедиться в том, что все это неопасно и, в конце концов, ничего плохого с ним не случается. Он должен осознать, что разлука с матерью не означает утраты матери, а на это потребуется некоторое время.

Но, помимо этого, он создает внутри себя мысленные образы близких, хорошо знакомых ему людей, которых он зовет или ждет, когда их нет рядом: отца, брата или сестры, бабушки или дедушки, которых он часто видит, человека, который ухаживает за ним.
Источник: www.zhirafik.ru, www.socio-pr.ru

Перевод с французского
А.Н. Васильковой, Н.Ф. Васильковой под
научной редакцией доктора медицинских
наук, профессора О.К. Ботвиньева


Компания ГарантSEO - создание и продвижение сайта