Skip to Content

Шалости ребенка - исследовательский возраст


Ребенок весь день балуется и шалит

Начиная с того момента, как ребенок делается самостоятельным, начинает уверенно ходить и может залезть на стол и втащить туда стул, чтобы забраться еще выше, вы вступаете в нелегкий период жизни.

Это исследовательский возраст. Он все трогает, хочет все узнать, и совершенно ясно, что наши современные квартиры для этого не подходят.

В это время, если вы не остережетесь, начнут развиваться конфликты, для ребенка очень серьезные. Конфликты, разрешение которых будет в значительной степени зависеть от того, каким образом вы будете реагировать на поведение ребенка и какой выход из сложившейся неприятной ситуации вы сможете найти.

Не у всех малышей в возрасте 15-18 месяцев появляется одинаковая активность, одинаковое желание все потрогать. Не всем малышам свойственны исследовательский дух и склонность "делать глупости". Тем не менее, общепринятое выражение "он целый день только и делает, что шалит", педиатр слышит практически о каждом ребенке, которого приводят к нему на прием.

Не все дети ведут себя одинаково. Многие маленькие девочки будут вести себя по прежнему спокойно и так и не превратятся в ураган, которому уподобляются некоторые маленькие мальчики, полные жизненных сил и энергии, не устающие носиться по дому с утра до послеобеденного сна, а поспав после обеда, снова заводятся уже до вечера, требуя постоянного присмотра за каждым их поступком и каждым движением.

Но все дети, как правило, проходят и должны пройти через эту исследовательскую стадию. И в это время они узнают много вещей, которые им следует знать.

Итак, наступает "возраст шалостей", когда малышом движет множество потребностей и когда он сталкивается со множеством трудностей.

Потребность знать, исследовать, трогать предметы, оценивать их физические свойства, их размеры и вес. Потребность сталкивать предметы между собой, ударять, и, если получится, проверять на прочность.

Потребность испытать свои силы в столкновении с новыми предметами, определить, насколько они тяжелые и насколько крепкие, - именно поэтому он постоянно пробует что-то приподнять, передвинуть, словом, утвердить себя по отношению ко всем предметам в качестве живого и активного существа.

Все это отвечает импульсам ребенка, более или менее спонтанным побуждениям, заставляющим его действовать тем или иным образом, пытаясь получить от собственных действий удовольствие и радость, приобрести определенный опыт.

И здесь мы все еще почти не имеем дела с намеренным поведением. Ребенок младше 2-2,5 лет засовывает пальчики в розетку и бросает игрушку в окно совсем не для того, чтобы вам досадить. Он просто пытается понять, что такое электрическая розетка, и выяснить, упадет ли игрушка точно также из окна, как падала со стола ложка.

Все устремления крохи, заставляющие его проделывать собственные эксперименты, должны в этот момент наталкиваться на нормальные запреты, при помощи которых вы объясняете ребенку, что можно делать и чего делать нельзя, что допустимо и что недопустимо в обществе, в доме, от чего может быть польза, а от чего - один только вред.
Если он, будучи совсем маленьким, не узнает по вашей реакции, что можно бросить вилку на пол, но никак нельзя в лицо бабушке, которая что-то вполне разумно ему запретила, то каким, образом и когда он сможет это узнать, ценой каких страданий и трудностей достанется ему это знание?

Но если у вас сложилось представление о том, что ребенок поступает вам назло, что у него существует осознанное стремление плохо себя вести, вы никогда ничего не поймете в его поведении, рискуете проявить по отношению к нему чрезмерную и неуместную строгость, отнимете у него вкус к деятельности. Или же, действительно, привьете склонность к плохим поступкам, которые он будет совершать именно из желания противостоять вам.
Источник: www.zhirafik.ru

Перевод с французского
А.Н. Васильковой, Н.Ф. Васильковой под
научной редакцией доктора медицинских
наук, профессора О.К. Ботвиньева


Компания ГарантSEO - создание и продвижение сайта